StarCraft 2 Макро
Для того, чтобы хорошо использовать микро юнитами, зданиями, способностями, нужно иметь хорошее макро. Чтобы выполнять микро или макро, нужна механика, иначе вы не сможете сказать игре, чего хотите от неё. Наверное, вам интересно, с чего начать, и я скажу вам: это точно не механика. Большинство игроков уже владеют базовыми механическими навыками, чтобы играть на базовом уровне, так что я советую сфокусироваться на макро. Как только ваше макро достигнет приемлемого уровня, можно переключаться на механику. Дело в том, что нет смысла работать над механикой, если вы не знаете, что вообще надо делать с игрой. Ну и наконец, в последнюю очередь, переходите на тонкости микро.
Улучшаем макро
Философия: В первую очередь, надо объяснить, почему необходимо выбрать для себя конкретную расу и играть только ей. Мы ведь хотим учиться эффективно, и если вы хотите играть всеми тремя расами, или, быть может, двумя, то вам не достигнуть необходимого уровня эффективности, чтобы стать конкурентоспособным игроком. Даже если вы хотите профессионально игратьслучайной расой, я все равно настаиваю, чтобы начинали вы с одной конкретной. Никаких «если», никаких «и», никаких «но».
Макро, на настоящий момент, — самый неотъемлемый компонент игры в Starcraft 2. По правде говоря, самый важный компонент хорошей игры, — это механика, но раз уж вы сейчас это читаете, то, вероятно, вполне способны двигать мышкой и печатать, так что владеете механикой в достаточной мере, чтобы освоить базовое макро и базовое же микро. А раз так, я советую сначала работать над макро. К счастью, улучшение макро — наиболее простой процесс из трех (и, наверное, самый важный, хотя это спорный вопрос). Макро определяется как «постройка, производство или постановка в очередь правильных вещей в правильное время и в правильном месте», поэтому для выполнения задачи нам нужно следующее:
- Общий план на игру.
- Точность действий и хорошее знание этого плана, чтобы правильно его исполнить.
- Опыт адаптации и принятия компромиссных решений, чтобы правильно исполнить план под давлением оппонента.
Первый пункт — это то, что мы называем словом «билд». Билд включает в себя открытие, среднюю стадию игры и, возможно, наброски плана на позднюю стадию. Простейший вариант билда — набор цифр, указывающих, когда ставить конкретное здание, плюс четкая задача на середину игры и вытекающий из этого план на концовку. Если игрок слишком мало знает о Starcraft 2, он не сможет освоить сразу все популярные билды, поэтому мой вам совет, читатель: если ходите быстрее улучшить игру, осваивайте билды по одному.
Причина, почему я советую ученикам осваивать билды по одному, проста: мы хотим не только и не столько выучить билд, сколько научиться макро. Если вы будете переусложнять первый шаг (общий план на игру), на другие два просто не останется времени. Напротив, если первый шаг будет прост и вы составите один-единственный план, будет гораздо проще эффективно играть макро. Как только вы освоите макро на должном уровне, вы сможете применять полученные знания к любому билду, так что все последующие билды станут гораздо легче для освоения и применения в игре.
Пункт номер два утверждает, что вы должны быть в состоянии исполнить свой план. В основе исполнения лежит производство рабочих и зданий для увеличения лимита. Для протоссов это соответственно зонды и пилоны (Пробки пилоны).
Пояснение: Говоря об освоении одного билда, я имею в виду один билд в одном матчапе. Как только вы сможете стабильно хорошо его воспроизводить против живого оппонента, переключайтесь на другой билд в другом матчапе. Как только привыкнете к трем билдам (по одному на каждый матчап), продолжайте тренировать их, пока не будете исполнять каждый из них в совершенстве, и уже только потом беритесь за другие билды.
Приведу цитату Morrow из интервью TL: «Я определенно советую каждому игроку, желающему прямо сейчас серьезно изучать игру, выбрать один стиль в каждом матчапе и придерживаться его. Если вы будете усиленно тренироваться, то будете чаще побеждать многостилевых противников чаще, чем они вас. Когда доберетесь до верхних уровней, вот тогда уже можно начать думать о нескольких стилях».
Этап изучения макро по трем вышеописанным шагам кажется простым, но тем не менее, существуют Бронзовая, Серебряная, Золотая, Платиновая и Алмазная лиги. Только в Высшей лиге люди достигают мастерства в базовом макро, и чем чаще вам попадаются противники из этой лиги, тем чаще у них достойно развита механика.
Для того, чтобы в игре не тратить время на обдумывание стратегии у вас заранее должен быть план на самые популярные ходы оппонента. Вам надо будет просмотреть множество повторов нынешних профессионалов, и составить простую таблицу того, как будет протекать ваша игра. Вот простой пример (только не надо им пользоваться, этот билд скорее всего уже устарел — это всего лишь пример):
- 13 Газ
- 14 Пул
- 15 Овер
- Королева + скорость + 4 линга + снимаем рабочих с газа @ 100% пул
- Инкубатор на натурале, как только пилон там уничтожен
- А) Не видим нексуса в положенное время => Ползучий плеточник + Делаем лингов вместо рабочих, готовимся к 4-гейту
- Б) Нексус в нормальное время (экспанд через три гейта) => Рассадник тараканов + 7 тараканов + разрушаем камни + лингами не даем ставить пилоны Б-1) Пуш с шести гейтов => много тараканов + закопка
- Б-2) две базы => третий инкубатор на базе, тонна тараканов + гидра, играем агрессивно, стараемся держать армию противника на низком лимите
- Б-2-1) …
- Б-2-2) …
- Б-3) …
- Б-4) …
- Б-4-1) … и т.д.
Как выбрать билд.
Наиболее полезные для обучения билды — это те, в которых выше вероятность возникновения поучительных ситуаций. К ним, как я твердо уверен, относятся билды, хорошо задокументированные на форумах вроде TeamLiquid.net и часто используемые топовыми игроками.
Мне не хочется фокусировать внимание на современных трендах и стратегиях. Два билда, которые я привожу ниже, — это просто примеры! Поскольку по второй ссылке говорится об агрессивном открытии с целью получения экономического преимущества, фокус идет на получение сильной экономики (что хорошо для отработки макро-ориентированных навыков) и дает игроку большой объем информации посредством атак и давления на оппонента. Чем больше игрок передвигается по карте и реагирует на оппонента, либо реагирует на конкретные ситуации, тем чаще над он будет говорить себе «ага!».
Итак, выберите матчап, который хотите улучшить, затем выберите конкретный билд. Допустим, я хочу улучшить свою игру вPvZ. Раньше часто встречался 3-гейт экспанд через часовых: http://wiki.teamliquid.net/starcraft2/3-Gate_Sentry_Expand
Экспанд через часовых можно приспособить к использованию иллюзий фениксов, и это идеальный билд для изучения, поскольку:
- Часто используется топовыми игроками;
- Хорошо задокументирован в интернете;
- Дает использующему огромное количество игровой информации.
Сейчас, тенденции немного изменились и появились билды получше, которые лучше по всем трем пунктам, а 3-гейт через часовых устарел. Это абсолютно нормально! Если вы не уверены, какой билд выбрать, спросите на форуме, где много игроков подскажут вам, какой билд подходит под три вышеописанных критерия.
Эти билды я нашел, подражая топовым игрокам. Я прекрасно понимаю, что есть много игроков лучше меня, и посему не вижу причин не отщипнуть немножко их великолепия. Если билд, который вы используете, чрезвычайно крепок, это прекрасно. Ссылки, которые я даю, рано или поздно потеряют актуальность, поэтому важно объяснить вам, как подбирать себе билд самостоятельно. Для начала найдите несколько лучших игроков в нужном матчапе. Например: Mvp, Taeja, MarineKing, Bomber, Parting, Creatorm Hero, Life, DonRaeGu (скорее всего многие из данных игроков уже не в топе, поэтому воспользуйтесь каким-нибудь рейтингом игроков, например WCS). Иногда стратегии топовых корейских игроков слишком сложны и вы можете попробовать найти для себя билд попроще у топовых игроков Европы или СНГ. Если бы я искал чрезвычайно надежный билд, который хорошо бы подошел мне для изучения, я бы просмотрел очень-очень много игр какого-нибудь одного игрока. Я бы записал общие стратегии, используемые им, и отметил бы те, которые приводят его к победе. Вы можете проделать то же самое с любым топовым игроком, и это позволит вам легко пройти мимо всей суматохи, через которую проходят сотни игроков в поисках своего билда.
Еще раз, чтобы внести ясность: лучше всего для обучения подходят те билды, которые дают игроку массу информации во время матча, а также очень требовательны к APM и механике. В PvPесть типичный билд (на момент написания текста), требующий получить блинк и наблюдателя. Наблюдатель предоставит возможность получить огромное количество разведданных в течение игры, а блинк будет предъявлять серьезные требования к навыкам игрока. Так что я часто советую этот билд тем, кто спрашивает. Просто найдите самый последний актуальный гайд Робо-Блинка и используйте его.
Как отточить билд
Чтобы оттачивать билд, нужно иметь под рукой какой-то контрольный образец, чтобы сравнивать свою игру с тем, что «должно» происходить. Лучше всего найти реплей профессионального игрока, использующего этот билд. После этого исполните билд в тренировочной игре (без давления) и посмотрите реплей. Как только у вас будут оба реплея (вместо реплея про-игрока прекрасно подойдет и VOD), вы сможете легко проверять, правильно ли действуете. Делать это довольно просто: выберите случайный момент в игре и посмотрите, сколько у вас лимита. Теперь посмотрите, сколько в этот же момент лимита у про-игрока. Я вам гарантирую, что если до десятой минуты не было крупных столкновений, то «еды» у него больше, чем у вас. Это означает, что у вас есть огромнейший простор для улучшения макро. Если есть различие между количеством лимитов, внимательно посмотрите оба реплея и отмечайте те важные действия про-игрока, которые отличаются от ваших важных действий. Под важными действиями подразумеваются, например, постройка здания или производство юнита.
Вот наиболее частые ошибки, которые игроки допускают в макро: нестабильное производство рабочих, длинные паузы между заказами юнитов, производство слишком большого числа рабочих, постройка здания не вовремя. Быстро замечу: если вы не знаете, сколько рабочих слишком много, не переживайте. Для низкоуровневых игроков лучше постоянно заказывать рабочих и сделать их слишком много, чем сделать недостаточно. Так что просто сделайте кучу рабочих и старайтесь заказывать их на протяжении всей игры. Как только у вас не будет сомнений, что рабочих слишком много, посмотрите реплей и отметьте точный момент, когда их стало слишком много. Я не скажу, сколько это — «слишком много», потому что, как я сказал, будет лучше, если вы узнаете это самостоятельно, и гораздо лучше сделать больше, чем недостаточно.
Другая типичная ошибка — паузы в производстве боевых юнитов. Почти каждый билд обозначает четкий порядок производства, и если вы не можете этого выполнить, значит вы чего-то не построили или построили не вовремя!
Еще одна ошибка — слишком медленный расход имеющихся денег. С новичками такое происходит сплошь и рядом, когда они начинают производить достаточно рабочих, но не привыкли тратить большой доход. Если вы не можете быстро тратить деньги, значит, у вас слишком вы не обеспечили заранее достаточно мощное производство!
Когда у вас будет два реплея и вы найдете у себя парочку крупных ошибок, сыграйте еще раз и сохраните реплей. Повторяйте до тех пор, пока не выучите свой билд наизусть и не сможете исполнять его как следует (т.е. иметь лимит, апгрейды и разработки, близкие к тем, что есть у профессионального игрока). Как только вы научитесь это делать, идите на ладдер и учитесь следующему шагу.
Типичные ошибки при тренировке макро.
Самая типичная ошибка при тренировке макро — это считать, что с макро у вас все в порядке. Как говорит Демиен Райс: «Если знаешь, что ничего не знаешь, расти очень легко». Если вам известно что вы нифига не умеете, очень легко увидеть, что же отличает вас от людей, которые умеют дофига. А увидев разницу, вы сможете понять, как ее сократить. Будьте скромнее.
Если вы постоянно выигрываете у друзей или у игроков из вашей Бронзовой лиги, это еще отнюдь не значит, что вы все правильно делаете. Чтобы, будучи растущим новичком, играть правильно, нужно играть как те, кто не новичок. Как новичок, вы не можете разрабатывать собственные уникальные и новые билды: вам попросту не хватит навыка и понимания игры, чтобы создать нечто, способное показать себя на топовом уровне.
Принимая это во внимание, может быть трудно понять, каким образом правильно исполненный билд побеждает нестандартно играющего новичка. Если вам в руки попадет реплей, где хороший игрок побеждает слабого с помощью билда, который вы пытаетесь освоить, берегите его как зеницу ока! Как вариант, всегда можно попросить помощи на форуме. Например, так: «Я пытаюсь исполнить 3-гейт экспанд через часовых, но другие [низкоуровневые] игроки приводят меня в замешательство. Как мне победить против стратегии такой-то с помощью билда?»
Непонимание того, что у вас мало войск — еще одна типичная проблема для многих новичков. Много раз я видел (да и сам так ошибался), как игрок во время просмотра реплея списывал свое поражение на какой-то незначительный выбор, сделанный им в игре. Например, игрок делает экспанд через спидлингов — и разбивается о 4-гейт раш? Зерг смотрит свой реплей и думает: «Я проиграл, потому что форсфилды — имба», или «Я проиграл, потому что плохо распространял слизь», или «Я проиграл, потому что не перевел эту группу юнитов вот сюда». В большинстве случаев, у вас просто было недостаточно всяких штук, чтобы противопоставить их штукам, которые есть у противника. Ранее я отмечал важность сравнения лимитов (ваших и профессионала) в конкретные моменты игры. Не забывайте это делать! Я еще раз обращу ваше внимание на эту тему: (Пробки пилоны)
Если в ходе сражений вы забываете о макро, запасы ваших ресурсов взлетают до небес. Постоянно тут и там слышны разговоры о мультитаске. Так вот вам правда о высокоуровневом мультитаске: все это чушь собачья. В StarCraft 2 невозможно одновременно выполнять более одной задачи. На самом же деле хорошие игроки циклически выполняют различные действия — по одному за раз, но переключаясь между ними, чтобы прогресс был равномерным. Пример: в ранней игре, контролируя выехавшего на разведку рабочего, вы переключаетесь обратно на базу и заказываете еще одного рабочего, потом переключаетесь обратно на разведку, и так далее. Фишка в том, чтобы правильно расставлять приоритеты, где именно концентрировать внимание. Очень хорошие игроки фокусируются там, где игра больше всего того требует. Просто поймите: если происходит два процесса и вы все еще не наработали свой мультитаск, выберите из двух процессов тот, который важнее, и принимайте решение по нему. Если не знаете, что нужно делать в промежутке между, допустим, небольшой битвой и закладкой казармы, это не значит, что ничего делать не надо! В крайнем случае, делайте что угодно, лишь бы не ничего. Часто лучшее решение — это просто принять решение.
Оформление: Alizard
Перевод: sc2tv(Helis)
Источники: teamliquid.net(CecilSunkure)
нет
Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий!